Семинар в Тульской области по противодействию грабительским раскопкам

15 февраля 2012 -
article134.jpg

 14 февраля 2012 года в администрации Ясногорского района при Фалееве Александре Ильиче -  первом заместителе главы администрации муниципального образования Ясногорский район прошел семинар-совещание при участии глав сельских поселений Ясногорского района.

В ходе семинара выступили представители органа ГО и ЧС, управления Росреестра по вопросам земельного контроля.

По вопросам порядка проведения поисковых работ на территории Тульской области выступил Денис Садовников, член координационного совета Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель». Администрацию интересовали вопросы легитимности поисковых работ, наличия документов, которые должны предоставить замеченные при полевых работах на территории района граждане, какие документы им необходимо оформлять при проведения полевых поисковых работах, а особенно при обнаружении павших воинов.

Главы поселений были явно обеспокоены засилием на территории района «черных археологов». О том, что эта проблема в последнее время стала одной из наиболее острых рассказал в рамках своего выступления заместитель директора по археологии ГУК ТО «Центра по охране и использованию памятников истории и культуры» Шебанин Геннадий Алексеевич. В своем выступлении Геннадий Алексеевич сообщил, что на территории одно лишь Ясногорского района более 40 археологических памятников. К сожалению, недобросовестные граждане ежегодно наносят урон данным объектам: уничтожая объекты археологии, грабя их. Геннадий Алексеевич привел пример о том, как в прошлом году экскаватор снял культурный слой  с кургана близ Ясногорска – к всеобщему сожалению, злоумышленников остановить не удалось. При задержании «грабителям истории» вменили бы статьи уголовного кодекса.

Для справки: из Уголовного кодекса РФ

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

 1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

 2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет

 ст. 164. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность

 1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения - наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

 2. То же деяние:

 а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового)

 Приведем часть исследования Н.А.Макарова, директора института археологии РАН РФ, доктора исторических наук «Грабительские раскопки как фактор уничтожения археологического наследия России":

"Волна браконьерских раскопок буквально захлестнула Россию, выбросив на прилавки антикварных магазинов тысячи раритетов. Варварская добыча древностей превратилась в хорошо организованный прибыльный промысел, в который вовлечены сотни людей. Объектами несанкционированных раскопок стали скифские курганы Юга России и городища железного века в Верхневолжье, финские могильники Прикамья и античные склепы Причерноморья. Нелегалы издают свой журнал «Древности и старина» и создали в Интернете десятки «кладоискательских» сайтов, расширяющих возможности для кооперации и сбыта награбленного. Из единичных фактов складывается картина массового уничтожения памятников древности.

 Археологи, музейные работники, сотрудники государственных ор­ганов охраны памятников уже несколько лет пытаются донести до общественного сознания реальные масштабы вторжения грабителей в археологическую кладовую. Одними из первых о стремительном росте несанкционированных раскопок заговорили специалисты Института археологии РАН. Однако голос профессионалов, заглушаемый мощной рекламой кладоискательства как нового вида спорта, остается почти не слышным.

 Нелегальные раскопки отслеживаются, во-первых, по состоянию самих археологических памятников, т. е. по грабительским отвалам и котлованам на древних поселениях и могильниках, во-вторых, по ко­личеству и составу археологических древностей, представленных на антикварном рынке, в-третьих, по многочисленным кладоискательским сайтам в Интернете. Разумеется, в нашем распоряжении нет полных данных о нелегальных раскопках, однако три указанных канала дают достаточно информации для того, чтобы представить характер и масш­табы этого явления и отчасти - его организацию.

 В настоящее время мы располагаем данными о производстве нелегальных раскопок на территории 36 субъектов Российской Федерации от Калининградской области на западе до Приморского края на восто­ке. Судя по количеству поврежденных памятников, наибольший размах археологическое браконьерство получило в центре и на юге Европейской России. Затронутые грабительством области и республи­ки условно разделены на территории, где эти действия носят более массовый и более локальный характер. К сожалению, с большой долей вероятности можно полагать, что обилие «белых пятен» на этой карте - следствие неполноты нашей информации о грабежах, а не благополуч­ной ситуации в регионах

Стремясь к легализации, грабительство на археологических памятниках пытается утвердить себя как некое респектабельное занятие, как альтернатива «бедной» государственной, академической или музейной археологии, медлительной и неповоротливой из-за отсутствия средств и современного поискового снаряжения. Активисты «движения кладоискательства» формируют собственную идеологию, обосновывающую его право на существование, и им нельзя отказать в изобретательности. Одна из исходных посылок в этих построениях - избыточность национального музейного фонда. Музеи, якобы, собрали в своих запасниках тысячи ненужных древних вещей, которые либо уже изучены, либо не изучаются, при этом они не в состоянии обеспечить их хранение. Решить проблему можно, выставив «дубликаты» на продажу, а в государственных хранилищах оставив лишь необходимый минимум действительно «ценных» вещей. Если этого не сделать, музейные коллекции малых городов России будут, якобы, распроданы самими музейными хранителями. Этот план приватизации музейного фонда, призванный избавить бюджет от обременительных расходов на образование и культуру, вызывает в памяти известные события конца 1920-х - 1930-х гг., когда советская Россия, «избавляясь от дубликатов», распродавала часть коллекций Эрмитажа и Московского Кремля. Хорошо известно, что далеко не все российские музеи сегодня в состоянии надлежащим образом обеспечить хранение археологических коллекций. Но ни одна цивилизованная страна не пытается решить проблему сохранения музейных фондов путем их распродажи»

 Поисковики и археологи на совещании призвали внимательно относится ко всем подозрительным лицам, ведущим земляные работы на территории области. ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ РАСКОПКИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ, ТО ЗВОНИТЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИЛИ ПО ТЕЛЕФОНАМ ЦЕНТРА по охране памятников Тульской области (4872)31-12-83, 36-24-30

После гостей района радушно принял Ясногорский художественно-краеведческий музей, возглавляемый Мариной Михайловной Модей. Сотрудники Оксана и Татьяна Вотинцева показали гостям экспозицию музея и напоили чаем.

Отметим, что Ясногорск – первый район Тульской области, который всерьез заинтересовался проблемой несанкционированных раскопок. Будем надеется, что их начинания переимут главы других муниципальных образований Тульской области.

 

Анастасия Забелина, Дмитрий Куренков

фото Анастасии Забелиной

Рейтинг: +6 Голосов: 6 1894 просмотра
Комментарии (5)
0 # 15 февраля 2012 в 23:42 +7
Затронутые проблемы касаются не только отдельных"боевых регионов" областей ,но и РОССИИ в целом.Кострома не исключение .В регионах не контролируются ,как сказано здесь,земляные работы,отдельными лицами расхищаються памятники истории и многие это знают ,но бездействуют.А что им можно предьявить???Хорошо если,опыт Тульской области , докатиться до других регионов и там примут решения направленные на сохранение истории и культурного наследия РОССИИ.
0 # 15 февраля 2012 в 23:44 +2
Серег, У нас действуют те же нормативные акты что и у на федеральном уровне. Просто 1 из 20 районов области заявил об этой проблеме громко. А законодательные инициативы от нас последуют))))
0 # 16 февраля 2012 в 02:22 +3
Спасибо за столько добрых слов в адрес нашего района и за столь высокую оценку семинару. Очень хочется верить в то, что всё сказанное выступашими с трибуны будет не только услышано главами, но и воплощено в жизнь.Не за горами начало сезона. И даже если хотя бы одного "чёрного" копателя остановят, можно будет считать это нашей общей маленькой победой.
0 # 18 февраля 2012 в 01:01 0
Надеемся продолжить с вами сотрудничество, Татьяна. Желаем, чтобы у вас в новом сезоне решился вопрос с отоплением, реставратором и новым помещением для музея))) Вы - молодцы! v
0 # 18 февраля 2012 в 20:50 0
Мы будем скромны в желаниях. Отопление скоро "даст" весеннее солнце, помещение будет это отстаивать и осваивать, а вот реставрация нашим зверюшкам не помешала бы. joke