"Шлю горячий красноармейский привет"Письма ефрейтора БАРУЛИНА

30 марта 2015 -
article390.jpg

 8th-Feb-2015 11:56 am

 
IL\E
Оригинал взят у sogenteblx в «Шлю горячий красноармейский привет». Письма ефрейтора Барулина.
5 лет назад друг приобрёл в комиссионке пять треугольных писем полевой почты. Эти обрывки скупо рассказывают о жизни одного красноармейца, простого человека, одного из миллионов таких же, как и он, на долю которых выпало тяжёлое испытание. Все письма адресованы сестре, Александре Ивановне Нагорнюк.
Публикуем расшифровку этих писем и сопроводительную информацию.
Интересно как ещё один пример нарратива о той войне.

Алексей Иванович Барулин. 1925 г.р., член ВЛКСМ, русский, призван в Красную армию в марте (по другим данным — 10 мая) 1943 года, Веневским РВК Тульской области.
Летом 1944 года — ефрейтор, командир отделения, 8-я стрелковая рота, 3-й батальон, 323-й стрелковый полк, 308-я Латышская Краснознамённая стрелковая дивизия (3-го формирования).


Письмо I.
Ноябрь 1943 года, полевая почта №59939, Ивановская область, Гороховицкий район, п/о Золино, 1-й Латышский запасной стрелковый полк.
Добрый день, дорогая сестрица Шура!!!
Шлю я тебе свой горячий красноармейский привет и крепко тебя целую.
Шура, спешу сообщить тебе, что письмо твоё, которое ты послала 2 [числа], я получил сегодня утром, т.е. 7/XI-43 г. День праздника, который я встречаю первый раз не дома. Приходится лишь вспоминать про него, как мы встречали его в Москве. Шура, я очень рад твоему письму. Во-первых, из-за того, что давно не получал от тебя писем, а, во-вторых, и это главное, что ты пишешь, что наш Васёчек прислал письмо, и что он получил правительственную награду. Я ему послал 5 писем, но ответа ни одного не получал, и мама писала мне, что от него не получала 2 м[есяца]. Шура, ты пишешь, что от меня не получаешь писем. Я не знаю чем это объяснить, но я тебе посылаю каждую неделю по письму. Правда, был перерыв, что я не писал никому 2 недели. Не было свободной минуты, но остальное время я пишу регулярно всем.
Шура, сегодня мне присвоили звание ефрейтора и зачли, что я должен получить подарок, но я его ещё не получил. Получу после обеда, что — не знаю.
Шура, я тебе писал насчёт фотокарточки. Не знаю, сумею или нет тебе выслать. Фотограф сделал 2 каточки, одну повесили на доску почёта, а другую командир роты, наверно, пошлёт маме. Он меня вчера вызывал и спрашивал мой адрес, я ему дал мамин.
Шура, писать особенно нечего. Живу всё по-старому. Если поеду на фронт, обязательно буду в Москве. А поеду или скоро в декабре, или до будущего года. Если с этим маршем не попаду, то до будущего года.
Затем — до свиданья, крепко целую.
Твой брат [подпись]
Передай привет Феде и Леониду.

Письмо II.
Апрель 1944 года, полевая почта №59939, Ивановская область, Гороховицкий район, п/о Золино, 1-й Латышский запасной стрелковый полк.
27/IV-44 г.
Добрый день, дорогая Шура!!!
Шлю горячий красноармейский привет и крепко целую.
Шура, спешу сообщить, что письмо твоё, которое ты писала 20, я получил вчера вечером, т.е. 26. Большое, большое тебе за него спасибо. Шура, ты пишешь насчёт комнаты. Я очень рад за всё, что вы всё лучше устраиваетесь, и так же рад за Федю, что его семья будет в одной кучке.
Только остаётся одна мама не на месте. Я знаю, что она живёт материально хорошо, но она сильно расстраивается из-за капризов дедушки, и тем более она их сейчас переносит тяжело, что не с кем поговорить. Когда я был дома, тогда ей ещё было лучше. Конечно, я ей в этом не мог помочь, но всё же она поплачет и пожалуется мне.
Шура, я тебя очень прошу содействовать, чтобы мама скорее оттуда уехала. Пускай дедушка поживёт годок один или с кем другим, тогда он узнает, как жить.
Немного о себе. Живу хорошо. Всё идёт по-старому. Надеюсь в мае куда-нибудь отсюда переехать. Куда — не знаю. Не исключена возможность, что попаду в училище. Комиссию уже прошёл.
Затем — до свиданья, крепко целую.
Передай привет Леониду Антон[овичу] и Феде.
Пиши ответ. Жду. Тв[ой] бр[ат] [подпись]

Письмо III.
Август 1944 года, полевая почта №83583, место не установлено, 323-й стрелковый полк 308-й Латышской стрелковой дивизии.
Здравствуй, Шурочка!!!
Шлю горячий красноармейский привет и крепко целую.
Шура, спешу тебе сообщить, что я жив и здоров.
Письмо твоё, которое ты писала 12 июля, я получил вчера, т.е. 15 августа. Оно, наверное, побывало в Гороховцах и пришло сюда.
Шура, о жизни своей писать нечего. Живу очень хорошо. Боевое крещение получил. Крестины были богатые. Сегодня отдыхаем. Как будет большой отдых, так напишу письмо более подробное, а пока — до свиданья.
Передай мой горячий привет Леониду Антоновичу.
До свиданья, крепко целую.
[подпись] 16/VIII-44 г.

Письмо IV.
Сентябрь 1944 года, полевая почта №83583 «Е», место не установлено, 323-й стрелковый полк 308-й Латышской стрелковой дивизии.
Привет из Латвии
Здравствуй, дорогая сестра Шурочка.
Шлю горячий красноармейский привет и крепко целую.
Шура, спешу тебе сообщить, что письмо твоё от 5-го сентября я получил вчера вечером, т.е. 11-го сентября. Большое тебе за него спасибо.
Шура, ты просишь, чтобы я написал подробнее о своей жизни. Я тебе уже писал, что я был чуть-чуть ранен. Пуля прошла [дважды зачёркнуто, сверху подписано «сшибла»] пилотку, немного поцарапало голову, кость не повредила. Сейчас я уже давно в своей роте.
Я получил за эти бои медаль «За отвагу». Вот и все мои новости за время, пока я нахожусь на фронте.
Жизнь здесь веселее, чем где я был. Питание хорошее, а это основное.
Ну, вот пока и всё, что я хотел тебе написать.
Передай мой горячий привет Леониду Антоновичу.
До свиданья. Жду ответ.
[подпись] 12/IX-44 г.

В наградном листе от 22 августа 1944 года по 323-му полку 308-й Латышской стрелковой дивизии сказано, что в боях за железнодорожную станцию Колыснава командир отделения Барулин первым поднялся в атаку и убил 4-х автоматчиков противника.

Ефрейтор Барулин был убит через 12 дней после последнего письма, 24 сентября 1944 года, у деревни Лаясаус (Леясаус/Леяс) в Латвии.

Захоронен на хуторе Силини, волость Меньгелес, Огрский район.

5-е письмо написано другом семьи, лейтенантом Гавриилом Николаевичем Коровушкиным. 1923 г.р., Тульская область, Веневский район, деревня Борщево. Беспартийный, призван Сокольническим РВК гор. Москвы.

Письмо V.
Сентябрь 1942 года, полевая почта №01434, место не установлено.
[Часть листа отрезана цензурой, предположительно, название населённого пункта]
28.09.42 г.
Шуре и Лёше — мой горячий привет!!!
Пишу я вам, пишу, а ответа нет и нет. До каких же пор это может продолжаться. Я начинаю предполагать, что вы хотите избежать переписки со мной.
Шура и Лёша, вы хотите лишить меня удовольствия знать, как вы живёте, какие новости или события вас окружают.
Александра Ивановна и Леонид Антонович, могу Вас заверить, что я живу очень хорошо, особенно за последнее время. Чувствую себя здоровым. Весел, бодр. Обеспечен со всех сторон. Времени, правда, маловато. Работёнки много, а остальное всё в порядке.
Итак, жду, жду писем!!!
Ваш Гавриил.

Командир 3-го взвода 1-й роты 439-го отдельного сапёрного батальона 373-й стрелковой дивизии лейтенант Коровушкин был убит 20 марта 1943 года при выполнении боевого задания на поле боя.
Захоронен у деревни Никитинки Смоленской области Демидовского района.

По книге Андрея Петренко «Прибалтийские дивизии Сталина», М., 2010.
308-я Латышская Краснознаменная стрелковая дивизия.
Создаваться она начала в Гороховецких лагерях в конце июня 1944 года на базе 1-го отдельного запасного Латвийского полка близ железнодорожной станции Ильино. Запасной полк был одной из лучших частей в Московском военном округе, кузницей боевого резерва национальных военных кадров. Здесь готовились маршевые роты пополнения 43-й гвардейской дивизии, действовали курсы младших лейтенантов и младших командиров. Запасной полк был расформирован, и его личный состав вошел в формируемую 308-ю дивизию.

В процентном отношении русских было 52,2%, латышей — 35%, представителей других национальностей — 12,8% . В этой связи дивизионная газета выходила и как «Падомью Стрелниекс», и как «Советский стрелок» — и на латышском, и на русском языке.
Существенная часть офицеров управления дивизии, командных и штабных работников не имела боевого опыта, в большинстве своем до этого они были командирами в запасных частях, преподавателями военных учебных заведений и т. п., и такое положение на первых порах сказывалось на боевой деятельности дивизии.
Командиром дивизии был назначен генерал-майор Вольдемар Францевич Дамберг (1899–1965).

Формирование дивизии было закончено 7 июля 1944 г. 12 июля 308-я дивизия погрузилась в эшелоны. От места формирования ее части 17 и 18 июля по железной дороге прибыли на станцию Невель, от которой они прошли к фронту маршем 270 километров по маршруту: Невель – Воканово – Турки-1 – Ворокано – Задынье – Освея и далее к латвийской границе.
С 22 июля начался отсчет пребывания дивизии в рядах действующей армии.
В конце июля 308-я дивизия сосредоточилась в районе боевых действий корпуса. 25 июля она торжественно пересекла границу республики в районе Ворзова. Далее дивизия шла походной колонной по маршруту: Дагда – Цеслава – Дубна – Петровка. Происходили встречи с родными и близкими, население освобожденных мест всячески стремилось оказывать латышским воинам помощь и содействие. Пройдя 290 километров, 308-я дивизия сосредоточилась в районе Кивлиникеки – Рудзиеты – Ошканиеши.
Через несколько дней дивизия начала участвовать в боевых действиях.
Рейтинг: +6 Голосов: 6 1629 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!