ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ СТРАН СНГ, ПРИБАЛТИКИ И ГРУЗИИ: ОТ СОВМЕСТНОЙ ИСТОРИИ ДО НЕОБХОДИМОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ

29 марта 2011 -
article56.jpg

     Примеры поиска родственников, как главного направления поисковой работы, известны еще со времен войны, когда во фронтовых газетах завязывался, как сейчас принято говорить, «форум» между ищущими и находящими[1]. И границ не было: казах искал русского, русский – украинца, и помогали друг другу и белорус, и молдаванин…

      Участие в деле увековечения памяти всех народов бывшего СССР неоценимо – это была наша общая трагедия и наша общая Победа! Казалось, что во времена целого Союза представители поискового сообщества это понимали: проводились всесоюзные Вахты Памяти (1988-1990 годы, например, в мае 1989 г. под Новгородом, на месте гибели 2-й Ударной Армии прошла первая общесоюзная Вахта Памяти[2], с 26 апреля до 10 мая 1991 года прошла первая в Белоруссии Всесоюзная Вахта Памяти на территории Витебского района[3], экспедиции в Смоленскую, Калужскую области и др.), семинары, встречи. Обмен опытом происходил быстро, быстро получалось обмениваться информацией, упрощался поиск родственников.
      В конце восьмидесятых годов прошлого столетия с задачей объединения единомышленников блистательно справился Юлий Михайлович Иконников[4]. Его усилиями было собраны воедино сотни поисковых отрядов и объединений, создана Всесоюзная общественная организация. В связи с развалом Союза неизбежно произошел и распад поисковых объединений. И теперь, по меткому замечанию одного из мыслителей поискового движения С. С. Котилевского, каждый сам себе председатель, директор и даже президент[5].
      Безусловно, необходимо было сохранить все то наследие, что было накоплено мэтрами поиска, а единственным способом оказалось создание крупных (по количественному признаку) международных или межрегиональных союзов. Так, в Российской Федерации возникла единственная Международная ассоциация общественных поисковых объединений "Народная память о защитниках Отечества", преемник всесоюзной ассоциации Ю. М. Иконникова[6], который на сегодня является номинальным союзом и напоминает, скорее, клуб ветеранов поиска, живущий воспоминаниями о былом (РФ, Белоруссии, Украины, Латвии, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана).
     В 1995 году возникла объединяющая организация для российских поисковиков - Союз поисковых отрядов России, который на 1995 год состоял из 5 искусственно созданных межрегиональных объединений: культурно-исторический поисковый Центр «ИСКАТЕЛЬ» (Московская, Московская областная, Тверская, Смоленская, Калужская, Тульская, Брянская и Калининградская обзественные объединения), общественная организация «ЮЖНЫЙ РУБЕЖ» (Волгоградская, Ростовская, Астраханская, Краснодарская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Калмыкская, Карачаево-Черкесская и Мордовская региональные общественные организации), Общественная Ассоциация поисковых отрядов «РАТНИК» (Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Орловская и Тамбовская региональные общественные организации), Общественная организация «СЕВЕРО-ЗАПАД» (Новгородская, Санкт-Петербургская, Архангельская, Вологодская, Карельская и Псковская региональные общественные организации), Общественная организация «Союз поисковых объединений «ТЫЛ РОССИИ» (Свердловская, Амурская, Башкортостанская и Кировская региональные общественные организации)[7]. Но на сегодня и эта организация не смогла объединить поисковиков, автономность существования региональных поисковых объединений, по мнению Е.Н.Боле[8], привела к разобщенности движения в целом, отсутствию единого стиля работы, планирования, правил, стандартов, методик практической и научно-исследовательской поисковой работы и, как результат, отсутствию на сегодняшний день полноценного обобщения результатов деятельности поисковых организаций за 20-летний период официально разрешенной деятельности по увековечению памяти и поиску без вести пропавших воинов.

      Что касается стран СНГ, то после распада союза известными действующими оставались поисковые объединения в Украине (Ассоциация молодежных поисковых объединений Украины «Обелиск», Украинский фонд поиска «Память») и Беларуси (Витебский центр «Пошук» (Прим.автора: сегодня не существует)[9], так как в эти страны наиболее пострадали от Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В Украине не прекращало работу Луганское военно-патриотическое объединение «Каскад», образованное в 1989 году[10]. В Казахстане продолжает действовать единственный поисковый отряд «Мемориальная зона», под руководством профессора Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева М.К. Кусаинова, который работает исключительно на Синявинских высотах в Ленинградской области (М.К.Кусаинов занимается поиском на местах гибели однополчан своего отца[11]), автор книги "Тайны синявинских болот и высот"[12].

      Несомненно, распад союза побудил энтузиастов стран бывшего СССР создать новые объединения, которые на сегодня являются успешно действующими и вносят огромный вклад в увековечение памяти воинов в целом. В 1992 году была создана из числа студентов 3 курса Белорусского государственного института народного хозяйства при участии учеников школ г. Минска и д. Озерница Слонимского района Гродненской области, рабочих Минских заводов и журналистов газет поисковая группа«Батьковщина», руководителем группы был выбран Александр Дударенок[13]. В связи с тем, что в 2004-2005 году в Республике Беларусь на основании постановления[14] и приказа[15] Министерства обороны Республики Беларусь, основные обязанности по поиску и эксгумации останков павших воинов взяла на себя специализированная поисковая рота, предназначенная «для проведения поисковой работы во взаимодействии с руководителями и другими уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных   органов, а также общественных объединений   и организаций»[16]. На деле полевые поисковые работы для белорусских поисковиков не запрещены, но и не разрешены. По мнению самих белорусов, такая ситуация дала возможность поисковикам больше времени проводить «за столом»: за изучением печатных источников, документов в архивах, библиотеках, а также сбор сведений с очевидцев событий, ветеранов. Этот тезис доказывает количество и качество научных исторических изданий выпущенных поисковиками за это время[17]. На международном выездном семинаре-совещании в Республике Беларусь в июне-июле 2009 года «Поисковое движение стран СНГ и Балтии» поисковики встретились с начальником управления по увековечению памяти защитников отечества и жертв войн Министерства обороны Республики Беларусь В.В.Шумским: «Сейчас у нас активный поиск мест боев учащимися запрещен, мы долго эту позицию оспаривали с Министерством обороны, а потом поняли, что позиция очень правильная, в целом, детей к раскопкам допускать не совсем правильно, не совсем гуманно, не совсем разумно, ради сохранения жизни и здоровья детей»[18].

      В 1996 году образовалась неправительственная национальная организация «Русское общество в Латвии»[19], которое создала психолог и преподаватель Фаворская Татьяна Александровна, а сейчас в Правлении ее сменили молодые исследователи и поисковики, среди которых Александр Ржавин.

    Всего лишь в мае 2008 года возникла поисковая организация в Литве – «Вильнюсское военно-историческое объединение «Забытые солдаты» под руководством Владимира Казакова[20].

     Поисковое движение в Кыргызстане находится на стадии зарождения: всего лишь один «горящий» делом человек способен изменить весь ход истории страны. Это феномен Светланы Лаптевой, корреспондента газеты «Вечерний Бишкек». «Из года в год публикуя материалы о пропавших без вести, найденных в лесах Беларуси, России, Украины солдатских медальонах, останках кыргызстанцев и о том, что у нас никто не ищет родственников и не хочет помощь землякам найти хоть какие-то данные о близких, я все-таки надеялась, что откликнуться люди, которые смогут взять на себя эту святую миссию. Но, увы, так и не дождалась…»[21] После участия во встрече на Международном семинаре-совещании «Поисковое движение стран СНГ и Балтии» в Беларуси в селе Ленинское Аламудунского района в процессе инициированной ей народной акции «Наша Победа 1941-1945» Светлане удалось организовать поисковый отряд, занимающийся поиском родных погибших, сведений о воинах-уроженцах Киргизской ССР, а летом планирующий участие в полевых поисковых работах. Также ее работа в газете по пропаганде поискового движения создала в Кыргызстане активный всенародный поиск земляков в айылах, селах и деревнях.

     В Молдавии образовались несколько молодых поисковых объединений, а именно три: энтузиасты, курирующие патриотическое направление «Лиги Русской молодежи» в Молдавии, поисковое объединение при Республиканском центре детей и молодежи в Кишиневе и поисковый отряд "PATRIOT" (создан в ноябре 2007, находится под юрисдикцией Ассоциации Ветеранов Локальных Войн и Вооруженных Конфликтов Республики Молдова, в основном отряд состоит из студентов различных Кишинёвских вузов, школьников из Молдавских городов и сёл[22]). Первые поисковые экспедиции прошли на территории Молдавии только в 2009 году.

     В Азербайджане, Армении, Грузии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане поисковые объединения отсутствуют в связи с политикой государства: недостаточной пропагандой темы Великой Отечественной войны и сложностью создания общественных объединений.

     В целом, краткий экскурс в географию и наличие поисковых объединений в странах СНГ, Прибалтики и Грузии (то есть бывших республиках Советского Союза) скорее на стадии возрождения. У истоков нового этапа международного поискового движения стоит «новое поколение, готовое осваивать новые технологии, стремящееся быть эффективным в условиях общего социально значимого дела»[23]. В том, что у поискового движения есть будущее, убеждает появление в 2009 году новых идей и каждодневная работа в отношении их реализации молодыми людьми, по мнению кандидата исторических наук Е.Н.Боле, в меру амбициозных, движимых идеей совершенствования общего дела: поисковики-практики, командиры поисковых экспедиций на общественных началах учреждают новую международную организацию «Наша Победа» (г.Тула, О.Золотарев, Д.Куренков, А.Забелина), издают всероссийский поисковый журнал «Военная археология» (г.Москва, Р.Лукашов, И.Анохин, А.Торгашев), создают «Центр поисковых технологий» (г.Воронеж, М.Сегодин)[24].
За годы разобщенной работы не возникло единой базы данных по погибшим в общей войне, единых требований к ведению полевых поисковых работ, поисковой документации ни на всем международном пространстве, так и в каждой отдельной стране, а главное в бессистемной и хаотичной работе (некачественное ведение архивов поисковых объединений, протоколирования процессов эксгумации, безответственное отношение учету эксгумированных, захороненных воинов, утрата медальонов, а страшнее (!) потеря останков (кражи с времянок и т.д.) всех (!) поисковиков из всех стран на сегодня невозможно представить всей картины Великой Отечественной войны. Нельзя подвести итоги 20-летней работы поисковиков.
     Сейчас необходимо вдуматься в слова С. С. Котилевского, на примере экспедиции «Долина» в Новгородской области: «… если сравнить цифру количества захороненных с цифрой установленных и увековеченных имен, картина становится удручающей и даже неприглядной. Три тысячи имен установленных по медальонам и наградам на фоне восьмидесяти тысяч выглядят весьма неутешительно… Разница в цифрах между количеством перезахороненных и восстановленных имен могла и может быть существенно меньшей…»[25]
 
     Безусловно, сегодня нам помогают современные средства и новые доступные возможности сети Интернет: стали возможны ежедневные конференции по Skype с иностранными коллегами, интернет-сайты поисковых объединений облегчают поиск родственников в разных регионах страны и мира. Обобщенная база данных погибших в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов[26] дала возможность многим бывшим соотечественникам, тщетно пытающихся многие годы попасть в ЦАМО, отыскать данные о павших без вести советских воинах. Также стали доступны средства молекулярной биологии – поисковики в своих исследованиях могут и должны использовать ДНК-анализ для точного установления личности погибшего.
     Международный опыт поисковых работ важен для каждой страны-победительницы: латышский уход за мемориалами и восстановление утраченных имен погибших и захороненных воинов, кыргызский поистине всенародный поиск павших земляков, беларуский скрупулезный анализ исторических документов и доэксгумационная подготовка – все это необходимые звенья цепи для создания эффективно-действующей по-настоящему международной поисковой организации.
На сегодня единственным инициатором объединения бывших соотечественников, а ныне поисковиков из стран СНГ, Прибалтики и Грузии является Международный проект «Наша Победа», поддерживаемый Межгосударственным Фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Помимо уже созданных поисковых объединений проект соединяет в большей степени людей, заинтересованных делом увековечения памяти павших защитников: историков, журналистов, отдельных поисковиков, следопытов, музейщиков, людей искусства и просто неравнодушных. Сегодня он уже дает свои результаты.
     Подводя итоги, заметим, что пропавшие без вести - серьезная гуманитарная проблема, семьи пропавших без вести очень страдают от неопределенности по поводу судьбы своих близких, которые пропали без вести в результате вооруженных конфликтов[27]. Авторы статьи надеются, что спустя 65 лет после окончания Великой Отечественной войны возродится движение, способное целенаправленно действовать в интересах семей павших за Победу героев, с целью реального увековечения их памяти путем изучения и обобщения полученных сведений, исключая ненаучные и негуманные методы исследования, а в археологических и эксгумационных работах следуя главному правилу археологов: «Не навреди!».


[1] Великая Отечественная война в письмах. – М.: Политиздат, 1983 Сост.: А.Гришин
[2] Ефимова, Е. За память, что живет с нами. // http://www.geraldika.org/05_2007_47.htm
[3] Бруева, Л.Н. Пока не похоронен последний павший солдат (из истории поискового движения Витебской области): справочное издание. / Л.Н.Бруева. – Орша: Оршанская тип., 2009. – с.369
[4] Щербанов, В.К. Официальное поисковое движение России: этапы зарождения и становления. // Летопись поискового движения России. – Ростов-на-Дону, 2003-2005, – с.15
[5] Котилевский, С.С. Теория и практика поисковых работ. /С.С,Котилевский / - Казань: Отечество, 2006, – 230 с. Переизд.:Тверь: Издательство ГЕРС, 2008. – с.14
[6] Официальный сайт Международной Ассоциации общественных поисковых объединений // http://maopo.narod.ru/notes.htm
[7] Официальный сайт Союза поисковых отрядов Росии // http://maopo.narod.ru/notes.htm
[8] Боле, Е.Н. Системный кризис в поисковом движении:к постановке проблемы или констатация факта? // Поисковое движение стран СНГ и Балтии: от истории к современности. – Тула: 2009. – с.127
[9] [9] Бруева, Л.Н. Пока не похоронен последний павший солдат (из истории поискового движения Витебской области): справочное издание. / Л.Н.Бруева. – Орша: Оршанская тип., 2009. – с.449, с.451
[10] Гизай, А.А. Военно-патриотическое объединение «Каскад»: краткая хроника поисковой работы // Поисковое движение стран СНГ и Балтии: от истории к современности. – Тула: 2009. – с.150
[11] Яшкова, Т. Роль православной церкви в увековечении памяти погибших защитников Отечества // Военная археология №3(3). – Москва: 2009. – с.19

[12]Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации // http://kazembassy.ru/press_service/news/?newsid=1410 

13] Официальный сайт поискового объединения «Батьковщина» // http://poisk.slonim.org/modules/news/

[14]Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. №9 "Об утверждении Положения о Вахте Памяти по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн"

[15] Приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 4 апреля 2005 г. №12 "Об утверждении Положения об отдельной специализированной поисковой воинской части"

[16] П.15 Приказа Министерства обороны Республики Беларусь от 4 апреля 2005 г. №12 "Об утверждении Положения об отдельной специализированной поисковой воинской части" // http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor29/text29945.htm

[17] Например, книги Борисенко Н.С. «Освобождение: от Хотимска до Могилева и Бобруйска», «Днепровский рубеж», «Сошенский рубеж». События монографии «Днепровский рубеж» легли в основу одноименной военно-исторической мелодрамы режиссера Дениса Скворцова, выпущенного в Минске в 2009 году.

[18] Материалы Международного семинар - совещания «Поисковое движение стран СНГ и Балтии» в Республике Беларусь // Минск, 2009. – Архив Тульского областного молодежного поискового Центра «Искатель»

[19] Ржавин, А.А. Русские и советские мемориалы в Латвии. Забытые имена и события // Поисковое движение стран СНГ и Балтии: от истории к современности. – Тула: 2009. – с.35

[20] Официальный сайт ВВИО «Забытые солдаты» // http://www.pkariai.lt/?lang=ru

[21] Лаптева, С. Не отрекаются скорбя! // Вечерний Бишкек. – 20 ноября 2009 г. – с.5

[22]Сайт поискового отряда «Patriot» // http://patriot.do.am/

[23] Боле, Е.Н. Системный кризис в поисковом движении: к постановке проблемы или констатация факта? // Поисковое движение стран СНГ и Балтии: от истории к современности. – Тула: 2009. – с.129

[24] Там же. – с.129

[25] Котилевский, С.С. Теория и практика поисковых работ. /С.С.Котилевский / - Казань: Отечество, 2006, – 230 с. Переизд.:Тверь: Издательство ГЕРС, 2008. – с.14

[26] Obd-memorial.ru

[27] Моррис Тидбол-Бинц. Пропавшие без вести: серьезная гуманитарная проблема // http://www.icrc.org/web/rus/siterus0.nsf/html/missing-interview-28090828-08-2009   

Рейтинг: +4 Голосов: 4 3049 просмотров
Комментарии (1)
0 # 26 июня 2011 в 19:06 +1
Очень нужное дело.