Найти на сайте: параметры поиска

Деменко Тимофей Арсентьевич

  
Грамота форумчанинаГрамота комментатораГрамота публицистаГрамота блогераГрамота фотографа
Сообщений: 144
С 30 апреля по 9 мая 2008 года в рамках районной Вахты Памяти поисковым отрядом «Первый» была проведена полномасштабная поисковая экспедиция южнее с.Обидимо на месте падения в 1941 году советского истребителя МИГ-3. Тогда были найдены останки пилота, а также фрагменты амуниции, в т.ч. пряжка офицерского ремня; боекомплект, представленный разорванными и коррозированными патронами калибром 12,7 мм и 7,62 мм; повсеместно встречающиеся небольшие фрагменты от разных частей самолёта (двигатель, кабина, фюзеляж); а так же карбюратор с выбитым на нём заводским номером «9ЕА041121», по которому был дан запрос на установление номера самолёта и личности погибшего пилота. Но до января этого года никаких данных получено не было.
Первые новости в поиске данных по пилоту пришли в Тульский областной поисковый центр «Искатель» в середине января от Виталия Мамедова, постоянно работающего в Центральном архиве Министерства Обороны. Именно ему руководителем Первого отряда Флянтиковым Романом была передана вся собранная информация по упавшему самолёту.
К удивлению поисковиков в архиве сохранилась не только текстовая информация и личные данные, но и фотография пилота, а также два снимка с места падения, сделанные военной комиссией по расследованию этого происшествия. Сомнений не было – это был именно тот самолёт, который упал, как вспоминали очевидцы, в 1941 году южнее с.Обидимо и заводской номер двигателя «41121» полностью совпал с номером на найденном карбюраторе.
Случилось это 11 октября 1941 года в 11 часов 25 минут. С военного аэродрома близ д.Барыково, где базировался 423 истребительный авиационный полк, на боевой задание по перехвату противника вылетел самолет МиГ-3 №3517 пилотируемый командиром звена младшим лейтенантом Деменко Тимофеем Арсентьевичем . При наборе высоты двигатель начал давать сбои и пилот принял решение выполнить разворот и идти на посадку, но во время поворота сорвался в штопор. До последнего момента Тимофей Арсентьевич пытался спасти боевую машину и не покинул кабину самолёта, в которой и погиб. Впоследствии обгоревшие останки пилота, как сообщалось по данным о безвозвратных потерях, были захоронены на месте падения.

Эти события видел житель с.Обидимо Фокин Виктор Фёдорович 1931 года рождения, который и поделился с поисковиками своими воспоминаниями еще в 2007 году: «Было мне тогда десять лет. Произошло это в 1941 году осенью, был ясный день, погода хорошая. Мы тогда были на огороде. Двигался самолёт в сторону д. Малиновка на запад на высоте примерно восемьсот метров. Никакого воздушного боя не было: самолёт летел спокойно, не дымился, затем развернулся и пошёл вниз. Упал в лесу, недалеко от сюда – южнее хутора с.Обидимо. Мы сразу туда побежали, но близко подойти побоялись, так как самолёт горел и, наверное, взрывался боекомплект. На следующий день пошли снова. На месте падения была воронка и остатки самолёта, останки пилота не видели. Каждый начал забирать себе что-то из фрагментов. Кто алюминий на ложки, кто фанеру, я, например, из фанеры выпилил и сколотил себе коробочку под инструменты, вот её передал вам для Музея Обороны Тулы в п.Ленинский. Оружие не находили. Ну а потом мне уже на самолёт ходить было некогда – отец на фронте и я как самый старший брат в семье всё хозяйство взял на себя.»
Конечно, большинство погибших лётчиков Великой Отечественной войны закончили свою жизнь в бою, но были и такие случаи, когда пытаясь сохранить боевую единицу люди не жалели себя. Это понимал и младший лейтенант 423 истребительного авиационного полка командир звена Деменко Тимофей Арсентьевич. 1 марта 1916 года рождения, на момент гибели ему было 25 лет. Украинец, уроженец Полтавской области, Новосанжарский район, Вилик-Солонецкий сельсовет, хутор Деменки. Перед уходом на фронт проживал с супругой Марией Михайловной и двумя детьми в городе Подольске.


Дети Деменко Тимофея Арсентьевича – Пётр Тимофеевич и Валентина Тимофеевна по настоящее время проживают в г.Подольске. Им было сообщено о нахождении и перезахоронении останков их отца. Захоронение состоялось по завершении экспедиции 7 мая 2008 года в п.Ленинский (Известковый) на Памятнике войнам ВОВ, а через два года 8 мая была установлена мемориальная доска с портретом и данными лётчика. При захоронении и открытии доски был проведён митинг Памяти, с участием поисковиков, ветеранов Великой Отечественной войны, главы и представителей администрации МО Ленинского района и посёлока Ленинский, а также школьников и местных жителей.
Слава Героям Великой Отечественной войны и Вечная Память Погибшим!
06.11.2010г. Руководитель поискового отряда«Первый»,
член координационного совета ТОМПЦ «Искатель»
Флянтиков Роман Анатольевич
администратор iskateltula.ru
Грамота форумчанинаГрамота комментатораГрамота публицистаГрамота блогераГрамота фотографа
Сообщений: 144
НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ: 18 ЛЕТ ПОИСКА
Пробираясь сквозь грязный осенний лес, поисковики отряда «Улисс» Ленинского района Тульской области, впервые попали на место крушения советского истребителя МИГ-3. Тогда останков пилота обнаружено не было, но необъяснимая сила вела туда поисковиков снова и снова. Это был ноябрь 1992 года.
С 30 апреля по 9 мая 2008 года Тульским поисковым отрядом «Первый» под руководством Романа Флянтикова была проведена полномасштабная поисковая экспедиция южнее с.Обидимо на месте падения в 1941 году советского истребителя МИГ-3. Тогда были найдены останки пилота, а также фрагменты амуниции, в т.ч. пряжка офицерского ремня; боекомплект, представленный разорванными и коррозированными патронами калибром 12,7 мм и 7,62 мм; повсеместно встречающиеся небольшие фрагменты от разных частей самолёта (двигатель, кабина, фюзеляж); а так же карбюратор с выбитым на нём заводским номером «9ЕА041121», по которому был дан запрос на установление номера самолёта и личности погибшего пилота. Но до января этого года никаких данных получено не было.
Первые новости в поиске данных по пилоту пришли в Тульский областной поисковый центр «Искатель» в середине января от хорошего друга поисковиков, участника международного проекта «Наша Победа» при поддержке Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ Виталия Мамедова, постоянно работающего в Центральном архиве Министерства Обороны. Именно ему была передана вся собранная информация по упавшему самолёту.
К удивлению поисковиков в архиве сохранилась не только текстовая информация и личные данные, но и фотография пилота, а также два снимка с места падения, сделанные военной комиссией по расследованию этого происшествия. Сомнений не было – это был именно тот самолёт, который упал, как вспоминали очевидцы, в 1941 году южнее с.Обидимо и заводской номер двигателя «41121» полностью совпал с номером на найденном карбюраторе.Случилось это 11 октября 1941 года в 11 часов 25 минут. С военного аэродрома близ д.Барыково, где базировался 423 истребительный авиационный полк, на боевой задание по перехвату противника вылетел самолет МиГ-3 №3517 пилотируемый командиром звена младшим лейтенантом Деменко Тимофеем Арсентьевичем . При наборе высоты двигатель начал давать сбои и пилот принял решение выполнить разворот и идти на посадку, но во время поворота сорвался в штопор. До последнего момента Тимофей Арсентьевич пытался спасти боевую машину и не покинул кабину самолёта, в которой и погиб. Впоследствии обгоревшие останки пилота, как сообщалось по данным о безвозвратных потерях, были захоронены на месте падения.
Эти события видел житель с.Обидимо Фокин Виктор Фёдорович 1931 года рождения, который и поделился с поисковиками своими воспоминаниями еще в 2007 году: «Было мне тогда десять лет. Произошло это в 1941 году осенью, был ясный день, погода хорошая. Мы тогда были на огороде. Двигался самолёт в сторону д. Малиновка на запад на высоте примерно восемьсот метров. Никакого воздушного боя не было: самолёт летел спокойно, не дымился, затем развернулся и пошёл вниз. Упал в лесу, недалеко от сюда – южнее хутора с.Обидимо. Мы сразу туда побежали, но близко подойти побоялись, так как самолёт горел и ,наверное, взрывался боекомплект. На следующий день пошли снова. На месте падения была воронка и остатки самолёта, останки пилота не видели. Каждый начал забирать себе что-то из фрагментов. Кто алюминий на ложки, кто фанеру, я, например, из фанеры выпилил и сколотил себе коробочку под инструменты, вот её передал вам для Музея Обороны Тулы в п.Ленинский. Оружие не находили. Ну а потом мне уже на самолёт ходить было некогда – отец на фронте и я как самый старший брат в семье всё хозяйство взял на себя.»
Конечно, большинство погибших лётчиков Великой Отечественной войны закончили свою жизнь в бою, но были и такие случаи, когда пытаясь сохранить боевую единицу люди не жалели себя. Это понимал и младший лейтенант 423 истребительного авиационного полка командир звена Деменко Тимофей Арсентьевич. 1 марта 1916 года рождения, на момент гибели ему было 25 лет. Украинец, уроженец Полтавской области, Новосанжарский район, Вилик-Солонецкий сельсовет, хутор Деменки. Перед уходом на фронт проживал с супругой Марией Михайловной и двумя детьми в городе Подольске.
Дети Деменко Тимофея Арсентьевича – Пётр Тимофеевич и Валентина Тимофеевна по настоящее время проживают в г.Подольске. Всё это время они бережно хранили фотографии отца, а особенно ту, в том самом ремне, обнаруженном на месте трагедии, с пряжкой, на которой тогда еще блестела красноармейская звезда…
Слава Героям Великой Отечественной войны и Вечная Память Погибшим!
Роман Флянтиков
администратор iskateltula.ru
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.